|
Vectorsport |
||
Главная |
Почему одни лыжи скользят хорошо, а другие, точно так же подготовленные - плохо? Сентябрь 2005 г. "Пути орла на небе, пути змея на скале, пути
корабля среди моря И все же... Выбор лыж Каждый лыжник сталкивается с проблемой выбора лыж для достижения наилучших
спортивных результатов. При этом кто-то доверяет советам экспертов,
кто-то брендам, а кто-то собственной интуиции. Ходят легенды о редких
экземплярах необычайно "быстрых" лыж. Но что это за лыжи и
как их распознать? Характеристики лыж Существенными характеристиками лыж являются: До сих пор при подборе лыж учитывают лишь силы трения скользящей поверхности
(парафин, материал скользящей поверхности, накатки и т.д.) и сопротивление
скольжению, обусловленное размерами и формой дуги прогиба лыж под действием
сил. Измерения характеристик лыж на снежной трассе проводят, как правило,
на откаточном склоне- сравнивают длины "выката" и скорости
лыжников на различных участках склона. Иногда определяют коэффициенты
трения с помощью приборов типа "Уктус" или "откатывают
мышку" с вариантами смазки. Затем, лучшие варианты подготовленных
лыж тестируются спортсменами на различном рельефе трассы. Но полученные
результаты таких измерений часто бывают противоречивы и субъективны.
Компьютерное моделирование Современный уровень знаний, разработанный математический аппарат, развитие компьютерных технологий и их успешное использование во многих отраслях техники, позволяют достаточно точно моделировать многие сложные процессы. Моделируя процесс скольжения лыжи по трассе, можно выявить взаимное влияние характеристик лыжи и лыжной трассы и как это влияние сказывается на скорости. Можно выявить наиболее важные факторы и найти пути управления ими. Детальная математическая модель позволяет достаточно объективно оценивать эффективность работы лыж в конкретных условиях. Представленное Вашему вниманию исследование - это попытка разработать более надежный метод выбора эффективных лыж для конкретных условий лыжной трассы, лучше понять работу лыж и рассеять некоторые предрассудки. Предлагается выбирать эффективные лыжи по результатам предварительного моделирования процесса скольжения. При моделировании процессов движения лыжи по снежной трассе использован метод конечных элементов (МКЭ). Некоторые термины, например, жесткая и мягкая трасса, жесткие и мягкие лыжи, имеют соответствующие конкретные численные значения свойств и приняты условно для простоты изложения. Основными задачами исследования являются: Результаты решения могут быть представлены в виде эпюр, графиков, плоских
и объемных изображений, в виде двухмерных и трехмерных анимаций всего
процесса. Пример расчета (Пояснения к картинке: прямоугольником серого цвета изображена снежная трасса и на ней серого цвета лыжа с пяткой в начале координат. Цветная эпюра показывает величину напряжения контактного трения между лыжей и трассой) Изменение напряжения контактного трения при линейном увеличении приложенной
силы от 0 до 1.3 массы лыжника на скорости 5 м/с можно посмотреть здесь
(анимация 145 kb). Можно видеть, что лыжи имеют совершенно разные и по форме и по величине
эпюры напряжения контактного трения на трассах разной жесткости и на
разной скорости скольжения. Таким образом, можно сделать вывод, что
эпюры, полученные на стенде, имеют мало общего с эпюрами лыж на снежной
трассе. При этом напряжение контактного трения является одним из важнейших
факторов оказывающих влияние на "скользящие" свойства лыжи.
Рис. 2. Величина зазора по длине лыжи между скользящей поверхностью Изменение величины зазора по длине лыжи между скользящей поверхностью
и жесткой трассой при постоянной нагрузке 1,3 массы лыжника и скорости
скольжения 5 м/с. можно посмотреть здесь
(анимация 83 kb).
Рис. 3. Вертикальные перемещения носка (к), колодки (ф) и пятки
(с) лыжи на жесткой трассе (V = 5м/с) при линейном увеличением нагрузки
от 0 до 1,3 массы лыжника за время 0,2 с. с последующим скольжением
0,4 с. и равномерной нагрузкой равной 1,3 массы лыжника.
Анализ вертикальных перемещений лыжи показывает наличие значительных
вибраций частей лыжи и важность фактора "истории" деформации
трассы. "История" деформации трассы напрямую зависит от величины
и интенсивности, прикладываемых к лыже сил, а также формы дуги прогиба
и жесткости лыж. Даже при одной и той же силе толчка, но разной ее интенсивности
и разного времени приложения нагрузки в фазе отталкивания, можем получить
совершенно отличающиеся результаты скольжения. Одной из главных характеристик лыж является результирующая сила сопротивления
скольжению. Она может быть представлена в виде графика функции силы
сопротивления скольжению от времени или от приложенной силы.
Рис. 5. Результирующая сила сопротивления горизонтальному перемещению
лыжи (V=2 м/c) по мягкой трассе при линейном увеличением нагрузки от
0 до 1,3 массы лыжника за время 1с с последующим скольжением 0,5 с.
и равномерной нагрузкой равной 1,3 массы лыжника.
Большая скорость скольжения уменьшает сопротивление горизонтальному перемещению лыжи. Но это верно только в определенном диапазоне скоростей, пока не увеличиваются колебания лыжи и трассы. Теперь можем подробнее посмотреть, что происходит в трассе, когда по ней скользит лыжа. (Вертикальный разрез)Рис.8. Векторная диаграмма сил сжатия-растяжения в жесткой трассе на скорости лыжи 5 м/с. Из диаграммы видно преобладание сил сжатия направленных вертикально и сил растяжения направленных горизонтально. Причем, величина этих сил циклически возрастает и уменьшается с определенным шагом, что вызывает образование волн в массиве трассы. Рис.9. Векторная диаграмма сил сжатия-растяжения в мягкой трассе на скорости лыжи 5 м/с. Из диаграммы видно наличие сил сжатия и растяжения расположенных не параллельно трассе. Это вызывает образование больших по величине волн, в сравнении с жесткой трассой. Зная длину этих волн можно определить оптимальную для данных условий накатку. Это предотвратит "подлип" лыж. Образование волн в трассе при линейном увеличении силы от 0 до 1.3
массы лыжника на скорости 5 м/с можно посмотреть здесь
(анимация 109 kb). Другим важным выводом является то, что деформация трассы под носком
лыжи имеет волнообразную форму. По такой волнообразно деформированной
трассе скользят последовательно колодка и пятка лыжи. Они также воздействуют
своим давлением и формой на трассу. Возникает взаимное наложение волн.
При этом волны могут, как гасить друг друга, так и резонировать. Может
также происходить частотная, амплитудная и фазовая модуляция волн. Лыжи должны иметь такую форму скользящей поверхности, такую эпюру давлений
и такой коэффициент трения, которые создают в трассе возможно меньше
волн и эти волны не должны резонировать с собственными частотами носка,
пятки и колодки лыжи. С волновой точки зрения можно по-новому взглянуть и на накатки: Новый взгляд на "инородный" материал скользящей поверхности
в носковой части лыжи: Можно ожидать, что "волновая теория" значительно повлияет
на совершенствование конструкции лыж. Например, перспективными являются
асимметричные лыжи, создающие меньше поперечных волн в трассе. Меняется
представление о "правильной" величине и форме прогиба лыжи. При этом также определяются наиболее важные участки скользящей поверхности лыжи, которые могут влиять на скольжение. Выбирается смазка для этих участков, в том числе с целью уменьшения образования в трассе волн резонансной частоты. Определяются оптимальные параметры накатки, предотвращающей вакуумный "подлип", а также уменьшающей амплитуду колебаний контактной поверхности и создающей в ней интерферентные волны для уменьшения доли резонансных частот. По графику зависимости "сила отталкивания - сила сопротивления скольжению" определяется наиболее эффективная для данной трассы величина силы отталкивания. Проводится испытание математической модели с полученной силой отталкивания. Рассматриваются варианты различной интенсивности и времени приложения силы. По длине выката математической модели определяется наиболее эффективная техника толчка. Вносятся соответствующие корректировки в технику хода, обеспечивающие эффективное скольжение данных лыж на данной трассе. И т.д. Итак, кто не знает возможностей своих лыж, еще до старта проигрывает равным соперникам. |